Лето с пользой: специалисты столичных реабилитационных центров рассказывают о развивающих играх для людей с ментальными нарушениями

Давно известно, что игра — это не только способ весело провести время, но и возможность получить новые знания, укрепить здоровье, научиться взаимодействовать с партнерами по игре. Сотрудники столичных реабилитационных центров проводят комплексные занятия для горожан. Специалисты рассказали, как не только сделать игру интересной, но и включить ее в реабилитационный процесс для людей с ментальными особенностями. Многим детям хорошо подходят нейропсихологические игры с мячом.

«Игры с мячом полезны для развития межполушарного взаимодействия. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важен именно момент переключения с одного действия на другое. Без сомнения, активные игры в команде придают каждому участнику уверенность в себе и своих силах, а также способствуют развитию коммуникативных умений. В процессе занятий дети налаживают дружеские взаимоотношения, формируется ощущение единения и поддержки в парных и групповых играх», — объясняет Юлия Патонышева, психолог Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла».

Мяч — это универсальная игрушка, с которой все знакомы с детства. Игры имеют важное значение для развития внимания, памяти, ловкости и пространственных представлений, но предлагая такие занятия детям с ментальными нарушениями, важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Во время адаптивной физкультуры, которая проходит для детей с ментальной инвалидностью в группе кратковременного пребывания Реабилитационного центра «Ремесла», играм с мячом отводится важная часть занятия работы в команде.

Предлагаем рассмотреть несколько интересных подходящих вариантов игр.

  • «Мяч плывет, летит, катится». В этом варианте важно принимать мяч двумя руками, при этом повторять, каким образом он передается: летит по воздуху, ударяется об пол или катится по нему. В этот момент можно произносить: «мяч летит наверху, катится внизу, плывет по волнам (с ударом об пол). Таким образом, через игру развиваются ориентация в пространстве, а также концентрация на способе передачи мяча.
  • «В яблочко». Перед ребенком помещается мишень, которую надо сбить. Например, на асфальт или скамейку ставится предмет. Ребенок на расстоянии около 10 шагов пытается сбить его мячом.
  • «Части тела». Дети по кругу передают мяч, при этом прикасаясь им к какой-то части тела соседа. Принимающий мяч ребенок называет эту часть тела, например, «правая рука».

При продолжительных занятиях с мячами развивается когнитивная сфера: устойчивость внимания, скорость реакции на определенные действия и запоминание их алгоритма.

В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» комплексную реабилитацию проходят москвичи с различными заболеваниями, в том числе с ментальными особенностями. Специалисты центра предлагают курс комплексной реабилитации, основанный на цикличности и непрерывности реабилитационных мероприятий.

В качестве адаптивной физической культуры в «Красной Пахре» активно используются методы экотерапии, общедоступные игровые методики, такие как дартс и бадминтон. Они позволяют улучшить моторику, координацию движений, внимание, учат командной работе. Также применяются упражнения из нейрогимнастики, основной принцип которой заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Приведем несколько примеров из цикла упражнений:

  • Упражнение «Слон»: встаем прямо, немного сгибаем ноги в коленях. Нужно прижать правое ухо к правому плечу и вытянуть правую руку вперед. Этой рукой нужно нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку, начиная от центра и вправо-вверх. Нижняя часть туловища должна оставаться неподвижной, при этом глазами нужно следить за кончиками пальцев. Выполняем упражнение для обеих рук.
  • Упражнение «Сова»: левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
  • Упражнение «Заземлитель»: стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе — выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений — 3 раза (на каждую ногу).
  • Упражнение «Кнопки мозга»: кладем правую руку на живот в области пупка, левую — на нижнее основание противоположной руке ключицы. Рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на животе. Затем меняем руки и повторяем действие.
  • Упражнение «Энергетическая зевота»: изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия необходимо сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность — 1-2 минуты.
  • Упражнение «Позитивные точки»: прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).

Не менее интересными и увлекательными являются развивающие игры на онлайн-тренажерах для тренировки познавательных функций: памяти, внимания, мышления. Одним из таких сервисов является «BrainApps». Это игровой тренер для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций. В основу игровых технологий легли самые эффективные методики развития когнитивных функций российских исследователей. Подопечные центра «Красная Пахра» с удовольствием продолжают играть и в домашних условиях.

Занятия не должны прерываться. В связи с этим, врачи и специалисты по реабилитации центра «Красная Пахра» продолжаются плотное взаимодействие с подопечными и после окончания 16-тидневного курса в стационаре.

По мнению Раисы, мамы 23-летней Анастасии, пройденный дочерью комплексный курс реабилитации позволил выработать новую полезную привычку — ежедневно заниматься либо на свежем воздухе в дартс, либо дома на игровых тренажерах. «Мы с дочерью прошли множество реабилитационных мероприятий и эффект ощущается только тогда, когда занятия непрерывные, системные, по расписанию. После курсов реабилитации в центре „Красная Пахра“ Настя стала легче переносить физические нагрузки и больше общаться с коллегами. Дочь стала увлеченно самостоятельно заниматься на игровых тренажерах»«, — рассказала Раиса.

«Анастасия очень способная девушка: за небольшой период времени она многого достигла и показывает хорошие результаты. Мастер-классы помогли ей с усидчивостью, занятия ЛФК вошли в ежедневный режим дня, а вовлечение в общественную деятельность позволило чувствовать себя реализованной в социуме. Развивающие игры онлайн и нейроигры — улучшают память, повышают скорость мышления, принятия решений и реакцию, так как в процессе игры происходит выстраивание новых нейронных связей в коре головного мозга, что способствует восстановлению утраченных», — отметила Анастасия Леонова, исполняющая обязанности заместителя директора Центра «Красная Пахра».

Справочно

Чтобы стать подопечным Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла», необходимо обратиться в учреждения напрямую.

Чтобы пройти курс реабилитации в Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра», необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.

Яндекс.Метрика