КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОРОДА МОСКВЫ

Кодекс профессиональной этики работников организаций государственной системы социальной защиты города Москвы (далее — Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов достойного поведения работников, выполняющих свои профессиональные функции, связанные с оказанием социальной помощи населению, для представителей иных профессий, осуществляющих профессиональную деятельность.
Настоящий Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социальной зашиты населения города Москвы.
Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
— работник государственной системы социальной зашиты города Москвы (далее — работник) — физическое лицо, работающее в  организации государственной системы социальной зашиты города Москвы в профессиональные обязанности которого входит осуществление деятельности в сфере социальной зашиты;
— реабилитант — физическое лицо, которому оказывается реабилитационная помощь или которое обратилось за оказанием социальной помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
Реабилитационная помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Статья 1
Основной целью профессиональной деятельности работника является охрана и укрепление здоровья населения, уважение личности и достоинства человека. Работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Эти требования остаются обязательными даже после смерти пациента.
В своей профессиональной деятельности работники обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами в сфере охраны здоровья, действующими на территории Российской Федерации, города Москвы, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 2
Работник обязан добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов пациента.
Статья 3
Работник ответственен за свои решения и действия. Работник, выполняющий свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи, оказавшийся рядом с человеком вне медицинской организации, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему первую помощь и (или) удостовериться в возможности других лиц сделать все необходимое для спасения жизни и здоровья человека.
Статья 4
Работник обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности.
Работник должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к его родственникам.
Статья 5
Работник обязан следовать принципам настоящего Кодекса, противодействовать совершению противоправных действий при осуществлении профессиональной деятельности и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.
Статья 6
Работник должен быть всегда позитивно настроен по отношению к реабилитантам.
Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей вне зависимости от условий работы должен способствовать уважению граждан к  государственной системе социальной зашиты города Москвы, соответствовать общепринятому стилю, отличающемуся официальностью, сдержанностью, традиционностью, аккуратностью, опрятностью с соблюдением правил личной гигиены.
Статья 7
Сведения о факте обращения гражданина за реабилитационной помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском вмешательстве, составляют врачебную тайну.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти пациента, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 8
Работник должен поддерживать общий культурный уровень, постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, а также путем получения знаний из профессиональной литературы.
Работник не вправе использовать свои знания с целью нанесения реабилитанту физического, нравственного или материального ущерба; навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды.
Статья 9
Работник должен знать и соблюдать действующие нормативные правовые акты, регулирующие его профессиональную деятельность.
Статья 10
Работник должен воздерживаться от какой-либо формы предоставления недостоверной, необъективной, искаженной информации, относящейся к его профессиональной деятельности.
Статья 11
Работник должен вести здоровый образ жизни и доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Работник несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и профессиональным сообществом.
Статья 12
Работник не должен допускать ситуаций, при которых у него возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющего или способного повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей.
Статья 13
Приоритетом для работников при осуществлении деятельности в сфере социальной защиты  является обеспечение права человека на получение безопасной, доступной и качественной  помощи, а не извлечение выгоды для себя лично или для организации.
Отказ пациента от получения платных услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности  помощи, уменьшения видов и объемов социальной помощи, предоставляемых в рамках государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14
Работник имеет право на уважение своей свободы и достоинства, защиту своих прав и интересов. Защита прав работников может осуществляться при содействии Уполномоченного по защите прав  работников, а также профессиональных некоммерческих организаций всеми законными средствами и способами.
Статья 15
Работник должен строить отношения с реабилитантом на основе взаимного доверия, приоритета интересов пациента и взаимной ответственности.
Взаимоотношения сотрудника и реабилитанта строятся на принципах информационной открытости. Информация о состоянии здоровья предоставляется в деликатной и доступной форме в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Предоставление информации должно основываться на принципах доброжелательности, уважительного отношения, вежливости, сострадания к состоянию пациента при оказании медицинской помощи.
Статья 16
Работник должен доброжелательно приветствовать реабилитантов и коллег.
Не допускается игнорировать реабилитанта или коллегу, который обратился с вопросом, просьбой; намеренно избегать контакта с реабилитатом или коллегой, демонстрировать свою некомпетентность в работе с медицинским оборудованием, демонстрировать свое превосходство в знаниях перед пациентом; разговаривать при пациенте на личные темы, о других пациентах, а также на внутрикорпоративные темы взаимоотношений с коллегами, работе других служб и подразделений; вести личные разговоры по телефону (в том числе мобильному) в присутствии пациента.
Работник должен соблюдать субординацию по отношению к своим коллегам.
В трудных  случаях работники могут оказывать помощь менее опытным коллегам, при этом советы должны даваться исключительно в корректной форме в пределах компетенции.
Работник вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, но обязан исполнять решения, принятые врачебной комиссией.
Статья 17
Работник должны быть вежливыми и деликатными с каждым реабилитантом, при беседе использовать спокойный, ровный тон голоса, обращаться к пациенту только на «Вы».
При общении с реабилитантом использовать официально-деловой стиль, например: «Добрый день (утро, вечер), Имя (Имя Отчество) пациента, меня зовут Имя работника, должность»; до свидания и др.».
Объективные просьбы и предложения, поступившие от реабилитантов, должны рассматриваться незамедлительно. В случае невозможности их оперативного рассмотрения пациенту должны быть принесены извинения и представлены условия и срок их рассмотрения.
Работник должен избегать спорных и конфликтных ситуаций, как с реабилитантами, так и с коллегами,вводить пациентов и коллег в заблуждение.
Статья 18
Если интересы реабилитанта, связанные с его здоровьем или с оказанием ему социальной помощи, противоречат интересам других лиц, работник обязан отдать предпочтение интересам реабилитанта, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
Работник должен направить реабилитанта к другому специалисту, если не располагает возможностью для оказания необходимой социальной помощи.
Статья 19
Работник обязан облегчить страдания реабилитанта всеми доступными и легитимными способами.
Работник не должен препятствовать реабилитанту реализовать его право на свободу вероисповедания, способствовать возможности предоставления условий для отправления религиозных обрядов, если это не ущемляет свободу других лиц и не нарушает правила внутреннего распорядка  организации.
Статья 20
Работники обязаны охранять честь и благородные традиции профессионального сообщества.
Взаимоотношения между работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии, бескорыстии.
Работник должен с уважением относиться к знаниям и опыту коллег, быть готовым передавать свой опыт и знания.
Работники должны делать все зависящее для консолидации профессионального сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег.
Работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах.
Статья 21
Требования настоящего Кодекса обязательны для всех работников  организаций государственной системы социальной защиты города Москвы. Соблюдение работником положений Кодекса — один из критериев его профессиональной оценки.
Настоящий Кодекс действует на территории города Москвы и распространяется на все области профессиональной деятельности, осуществляемой работниками.
Статья 22
Работник в случае, если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Яндекс.Метрика